Диагонали уходящих вдаль дорог и согнутых под ветром деревьев. Облака и кроны деревьев часто имеют очертания, приближающиеся к кругу. Эти линии играют существенную роль в построении и восприятии снимка.
Если вы фотографируете уходящую вдаль дорогу, то идущие в том же направлении провода помогут подчеркнуть эту даль.
Отсюда не следует, что не должно быть других линий; они могут быть, но их задача — помогать основным. Например, в снимке лодок на воде ясно преобладают горизонтали, а отражения в воде, пересекая их, не только не портят впечатление, но усиливают его. Противопоставление направлений основных и второстепенных линий оживляет снимок: построенный на одних горизонталях, он выглядел бы монотонным и скучным. Но преобладание на снимке линий одного направления делает построение снимка более ясным.
Смотря по тому, какие линии преобладают, говорят об изображении, построенном по вертикали, по горизонтали, по диагонали (рис. 9).
Особо нужно сказать о линии горизонта, которая имеет большое значение, даже если непосредственно на снимке ее не видно. Горизонт не должен пересекать изображение точно посередине; обычно при нормальной точке зрения он отсекает одну треть кадра сверху или снизу; при высокой точке зрения он поднимается выше и может совсем выйти за пределы кадра; при съемке снизу горизонт, наоборот, опускается.
Впечатление от снимка в значительной степени меняется в зависимости от того, сделан он с верхней или с нижней точки. Снизу мы привыкли видеть здания, горы, большие деревья, поэтому при съемке снизу при низко расположенном на снимке горизонте все кажется тяжелее, монументальнее. Наоборот, при съемке сверху нам все кажется небольшим, приплюснутым к земле.
Высокой точкой зрения можно пользоваться, когда нужно снять большое пространство, горную долину, панораму города и т. д. В остальных случаях она может привести к уродливым и смешным иска-