На панораме ясно видно доминирующее положение собора над городом, Волхов, просторы полей. На втором снимке с той же точки снят отдельно собор. На третьем снимке крупно показаны Корсунские ворота собора — памятник искусства XIV века. На общем снимке они едва видны внизу без всяких деталей. Однако мелкие детали ворот недостаточно ясны и здесь. Одна из таких деталей дана на последнем снимке.
Инересны также снимки, которые показывают внутренний вид помещения, так называемые интерьеры (см. приложение, фото 10, 11). При их съемке главная трудность заключается в том, что света внутри зданий часто недостаточно и распределен он неравномерно. Даже при применении высокочувствительной пленки в 180—250 единиц ГОСТ выдержка редко бывает короче г/м сек при диафрагме 3,5. Поэтому там, где возможно, следует снимать с упора. Там, где можно, следует пользоваться штативом и открывать затвор при помощи тросика. Когда обеспечена неподвижность аппарата, съемку можно производить с выдержками в несколько секунд и сильнее диафрагмировать объектив. Это часто бывает необходимо для получения нужной глубины резкости.
Если объектив не охватывает достаточное пространство, то можно применить панорамную съемку, причем не только по горизонтали, но и по вертикали, например, если вы хотите показать потолок с интересной росписью или лепкой.
Как уже говорилось, для съемки интерьеров могут быть очень полезны широкоугольные объективы.
Освещение интерьеров, как мы уже говорили, очень неравномерно. Особые трудности представляют ярко освещенные окна, которые требуют в десятки и сотни раз более коротких выдержек, чем необходимо для проработки отдельных частей внутри помещения.
Поэтому лучше стараться избегать попадания окон в поле зрения объектива, а если избежать этого нельзя, то выдержку следует рассчитывать все-таки по наиболее темным участкам.