Положение значительно облегчается, если для контрастов естественного освещения можно воспользоваться искусственным светом, или  естественным  освещением   особенно лампами-вспышками, о которых говорится на стр. 99. Осветив темные углы и простенки, можно получить прекрасно проработанные снимки. Но вообще съемка помещений трудна, и в большинстве случаев выгоднее, отказавшись от съемки большого пространства, сконцентрировать свое внимание на его отдельных частях, включающих интересную мебель, скульптуру и т. д. На таких небольших участках неравномерность освещения невелика и к тому же смягчается светом, отраженным от стен, пола и потолка. Особенно интенсивна бывает эта подсветка, если в окна падает солнечный свет, не попадающий непосредственно на объект съемки.
Солнечный свет, падающий прямо на снимаемую часть интерьера, требует особого внимания, так как эффектные блики света часто превращаются на отпечатке в сплошные белые пятна. Чтобы избежать этого, нужно дождаться, когда солнечный свет будет падать не на светлую, а на темную часть объекта. Например, свет, упавший на белую мраморную колонну, даст на отпечатке белое пятно, но если он упадет на темный ковер у подножия той же колонны, то яркость солнечного блика уменьшится и снимок может получиться очень эффектным.
То, что здесь рассказывалось, относится не только к съемке выдающихся произведений архитектуры. Все это можно попробовать и на своем доме, на своей комнате. Здесь можно снимать, никому не мешая, пробуя различные выдержки, выбирая любое время дня и любое освещение. В результате вы получите серию снимков, которая может быть интересна для вас, для ваших родных и друзей. Кроме того, будет приобретен некоторый опыт, который с успехом можно применить при более ответственной съемке, и тогда вы будете действовать гораздо быстрее и увереннее.
Если съемка архитектуры на первых порах вас не привлекает, можно попробовать фотографировать пейзаж. Такая съемка возможна в любом уголке нашей страны. Самый скромный пейзаж может ока-заться красивым на снимке, если его сфотографировать умело и с любовью.
Трудность съемки пейзажа по сравнению, на- J пример, со съемкой архитектуры заключается в том, Ч что если красота здания сразу видна — ее создает архитектор, и фотографу нужно только понять замысел зодчего,— то в природе ничего не приготовлено заранее: тему, композицию и освещение нужно найти самостоятельно, полагаясь только на собственный вкус.
Обычная ошибка начинающего фотолюбителя заключается в том, что он стремится охватить на фотографии слишком большое пространство, изобилующее мелкими и невыразительными деталями. На таком снимке очень много места занимает плоско освещенная листва, а все остальное удалено настолько, что становится трудно различимым. Восхищаясь красотой пейзажа, забывают, что на снимке он будет лишен цвета и вместе с тем значительной доли своей красоты. В ярко освещенной листве дерева можно различить десятки и сотни цветовых оттенков, радующих глаз, но на снимке будет только один цвет — серый. Поэтому, снимая пейзаж, нужно передавать его красоту при помощи светотени, силуэтов, линий.
Съемка пейзажа — прекрасная школа для овладения композицией и светом. На первых порах трудно представить себе, какой вид будет иметь снимаемый объект, переданный только в черно-белых тонах. Для того чтобы преодолеть это затруднение, есть старый и испытанный способ. Нужно запастись куском коричневого или синего стекла и перед тем, как снимать, посмотреть на то, что снимаешь, через это стекло — игра красок поблекнет и относительное расположение теней и светлых мест будет яснее.
Пейзаж, так же как и архитектуру, лучше всего снимать при солнечном освещении, в утренние и вечерние часы. В летнее время с 11 до 15 часов солнце стоит очень высоко и дает мало теней. Кроме того, утром и вечером сильнее дымка, скрадывающая от нас предметы по мере их удаления. Это позволяет получить на снимке хорошую воздушную перспективу. Предметы переднего плана получаются резкими и контраст-ными, задний план, наоборот, по мере удаления светлеет и смягчается  Свет лучше всего использовать боковой; иногда очень эффектными получаются снимки, сделанные против света. Свет, идущий прямо из-за аппарата, почти всегда плох, снимки получаются серыми, невыразительными, без ярких светов и сочных теней. При съемке в лесу, наоборот, солнечный свет часто мешает и создает обилие мелких белых бликов, а тени рядом с ними получаются очень темными, так как ветки деревьев загораживают большую часть неба, лишая тени их естественной подсветки. Поэтому в лесу лучше снимать при солнце, слегка закрытом облаками.
Фотосъемка в густом лесу применяется редко, так как обилие стволов, ветвей, листвы создает чрезмерную пестроту, отвлекает внимание от главного. Лучше снимать на более открытом месте, выбирая отдельные уголки природы и создавая свою композицию из небольшого количества элементов. Трех-четырех деревьев, луча солнца, пробивающегося сквозь их листву, вполне достаточно для создания выразительного снимка Как правило, чем меньше количество составных частей, тем лучше читается каждая из них, тем выразительнее изображение.
Отсюда, конечно, не следует, что нужно совсем отказаться от съемки больших просторов. Но на первых порах легче скомпоновать снимок, в котором немного составных частей. А вопрос композиции в пейзаже — это основной вопрос.
Например, как добиться рельефности изображения, чтобы предметы четко отделялись друг от друга, чтобы на снимке чувствовалось пространство?
Есть несколько испытанных способов, которые помогают добиться этого.
Во-первых попробуйте отделить различные планы тонально, выбрав такое освещение, чтобы передний план был темным, а задний — светлым, или наоборот.
Во-вторых, если на снимке есть дорога, уходящая вдаль, река, аллея, то глубина яснее ощущается благодаря их перспективному сокращению