Главное, что требуется для съемки детей,— это любовь к ним и терпение, которые всегда вознаграждаются. Совсем маленьких трудно снимать из-за неожиданных смен их настроения и резких движений. Первые недели и месяцы ребенка часто снимают лежащим в кроватке или в коляске. Но лучше снимать его на руках у матери. Тогда он лучше себя чувствует. Кроме того, это позволяет избежать съемки сверху, которая неизбежна, если ребенок лежит, например, в коляске.

Позже, когда ребенок начинает подниматься на ручках, вставать, учиться ходить, все это тоже может быть отличной темой для детских снимков. Снимки, даже не очень хорошие, доставляют много радости родителям.

Годовалого ребенка сажают на стул или какое-нибудь возвышение, и кто-нибудь его развлекает. Фотограф должен быть все время наготове. Пусть затвор будет заведен и наводка на резкость сделана заранее, чтобы можно было уловить первый удачный момент.

В два-три года дети уже разговаривают и понимают, что им говорят. Их можно занять какой-нибудь сказкой или рассказом. Хорошие снимки получаются также, когда дети заняты своими игрушками, нужно только добиться того, чтобы они не обращали внимания на аппарат, и снимать незаметно.

В четыре-пять лет дети знают, что такое фотоаппарат, они принимают перед объективом неестественные позы и стараются выглядеть большими. Но все-таки они дети, и их всегда можно заинтересовать какой-нибудь новой игрой, чтобы, когда они войдут во вкус, быстро и незаметно сделать несколько снимков.

Когда вам нужно сделать портрет ребенка, глядящего в аппарат, не заставляйте его смотреть на вас. Пускай занимается своим делом. Когда аппарат будет наведен и все готово, неожиданно позовите его и, как только он повернется, спустите затвор. Взгляд выйдет любопытным и живым. Если же ребенок будет специально смотреть на вас, то взгляд окажется скучным и напряженным.

Чем старше дети, тем больше они стесняются аппарата. Мальчика в 10—12 лет иной раз труднее снять, чем трехлетнего ребенка.

В этом случае лучше всего снимать группы ребят, занятых какой-нибудь игрой или делом, беседующих и т. д. (см. приложение, фото 30). В каждой такой группе всегда есть один-два паренька, наиболее авторитетных среди своих товарищей. Если договориться с ними и объяснить, что вам надо, они лучше вас наведут порядок и в то же время внесут в дело элемент игры, который оживляет все, что дети делают. Здесь также очень важно уметь обращаться с детьми, уметь найти дружеский и непринужденный тон. Дети не выносят никакой фальши и неискренности в отношениях и чувствуют их очень тонко.

Позирование в детских снимках всегда особенно заметно и неприятно. Зато вовремя подмеченная фотографом деталь может подчеркнуть непринужденность, невыдуманность снимка. На фото 31 ясно видно, что мальчик и хочет в море и боится его. Ножки на цыпочках и есть та деталь, которая помогает понять его состояние.

Группы фотолюбитель обычно снимает небольшие, и это хорошо, так как избавляет от стандартного снимка, на котором люди выстроились в ряд и смотрят в объектив аппарата. Ведь такой снимок ничего не говорит о людях, которых он изображает. Нужно всегда избегать стандартных поз и положений.

Лучше всего снимать людей в конкретной обстановке, занятых чем-либо. Нужно суметь донести в снимке цель их деятельности, своеобразие данных обстоятельств. Такие снимки бывают самыми живыми, самыми интересными.  молодой парень и старик с бородой, поглощены одним делом. Деловая обстановка, живые позы, непосредственное общение, глубокий взаимный интерес людей показывают напряженность их творческой мысли. Значительность и неповторимость труда чувствуются и в снимке «Штукатур» (фото 35). В снимке выразительна и динамична поза женщины-штукатура, контрастно освещенной сзади и снятой с нижней точки. Эти особенности не просто формальная выдумка фотографа, а композиция, подсказанная самими обстоятельствами.

Если участников съемки много, то все равно лучше, чтобы они не позировали, а были заняты каким-нибудь делом, показывающим взаимоотношения между ними. Например, самый простой случай, когда в компании друзей один из них что-нибудь рассказывает, другой перебивает его, желая что-то добавить, третий смеется над рассказанным, четвертый спокойно покуривает, ожидая, чем все это кончится, и т. д. Такую сценку можно подсмотреть и снять незаметно, повторив съемку несколько раз, чтобы отобрать потом лучший снимок. Можно ее и организовать, но тогда нужно заранее придумать тему и роли каждого из участников, а во время съемки не давать вашим неопытным актерам переигрывать.

Попробуйте ваши способности режиссера, организуйте такие съемки. Это не так трудно, когда вы снимаете своих близких, характеры которых хорошо вам знакомы, а темы близки и понятны им.

Попробуйте, например, снять репортаж на тему «День моей семьи», начиная с утра, когда мать готовит завтрак, и кончая вечером, когда дети уже спят, а родители при свете настольной лампы подводят итоги дня. Не обязательно такую съемку делать в течение одного дня, снимайте понемногу, когда есть время и желание. Зато такая серия снимков с полным правом займет почетное место в вашем семейном альбоме.

Много групповых снимков делается на экскурсиях. Только, к сожалению, почти все снимки бывают одинаковыми: или люди выстроились в ряд, или улеглись кучей на траву. Старайтесь делать поменьше таких снимков. Действительно, невелик интерес съездить на десять экскурсий в разные места и привезти десять одинаковых фотографий, изображающих участников, забором выстроившихся перед фасадом исторического памятника, который они осматривали. Главная ошибка здесь в том, что снимают, когда уже осмотр окончен, а интересно рассказать в снимках о том, как ехали, как осматривали, как веселились и т. д. Разнообразие мест, в которых вы бываете, всегда дает возможность делать различные фотографии.

Как правило, при съемке групп приходится диафрагмировать объектив, чтобы получилась достаточная глубина резкости, так как люди располагаются на разных расстояниях от аппарата. Направление света то же, что и в портретной съемке, но он должен быть еще мягче, так как отдельные лица на отпечатке невелики и жесткий свет может их сильно исказить. Большие группы лучше вообще не снимать на солнце, а снимать в тени или в пасмурный день. Задний свет для съемки групп применяется крайне редко из-за того, что лица, погруженные в тень, неразличимы на снимке, а подсветить их в любительских  условиях  невозможно.

Пляж — излюбленное место всякого отдыхающего, а следовательно, и фотолюбителя. На пляже всегда найдется тема для хорошего снимка. Купальщики в воде, дети, играющие в песке, брызги воды, загорелая кожа, радостные улыбки — все это всегда приятно снимать. Только не должно быть никакой позы.

Чем непринужденнее такие фотографии, тем они лучше. Простор и обилие солнца позволяют давать весьма короткие выдержки — 710() сек при диафрагме 11 для общих видов и V200 сек при диафрагме 8 для крупных планов.

При съемке портретов и групп на пляже лучше не применять светофильтров, особенно плотных желтых, так как на снимке, сделанном с желтым фильтром, загорелая кожа выйдет белой. Желто-зеленый фильтр подчеркивает загорелость кожи, а для съемки облаков и воды обладает теми же достоинствами, что и желтый.