Весь контраст снимка основан на разнице между светлой кожей и темной фуражкой. На лице почти нет теней. Хорошо видны ясные глаза и открытые в привлекательной улыбке зубы. Обаятельная улыбка является главным в снимке, поэтому он так обрезан, чтобы сконцентрировать внимание зрителя именно на улыбке.
Совершенно по-другому решен портрет, приведенный Свет здесь очень разнообразен. Многочисленные переходы светотени лепят формы милого лица, подчеркивают мягкие складки свитера. Можно сказать, что свет пестроват, но, наверное, сам образ молодой девушки подсказал фотографу такое капризное, сверкающее световое решение.
В иных, сдержанных тонах решен портрет поэта Н. Асеева. Здесь тоже есть и игра светотени и блики, но все это имеет более спокойный, задумчивый характер
При съемке пленочной камерой всегда есть возможность сделать несколько снимков в разных положениях. Пренебрегать этой возможностью никогда не следует. Из нескольких снимков всегда можно выбрать лучший как с вашей точки зрения, так и с точки зрения снимавшегося. Ведь люди очень редко представляют себя такими, какие они есть, и не сразу узнают себя даже на хороших фотографиях. Чтобы избежать этого, сделайте несколько снимков, из которых снимавшийся выберет тот, который ему нравится.
Неузнавание себя на фотографии доставляет немало огорчений начинающему фотографу, тем более что его снимки иногда действительно не очень похожи. Может быть, его досада несколько уменьшится, если он попробует снять самого себя и убедится, что он тоже представляет себе свою внешность несколько иначе, чем его друзья и знакомые.
Снять автопортрет можно любой камерой. Если на аппарате есть автоспуск, то задача упрощается. Нужно тщательно навести аппарат на то место, которое вы займете при съемке, затем, определив выдержку и заведя затвор, отпустите автоспуск и быстро займите свое место, приняв нужную позу и выражение лица. Через 10—15 сек затвор сработает — и снимок сделан.
Если на аппарате нет автоспуска, то можно сфотографировать себя в зеркале. Нужно только, чтобы свет, освещающий лицо, не попал в объектив. Кроме того, несколько затруднительно сделать снимок так, чтобы не был виден аппарат. Для этого нужно поставить аппарат немного сбоку или ниже и отпечатать только ту часть негатива, на которой расположено ваше лицо.
Не забудьте, кстати, перевернуть негатив при печатании, иначе портрет окажется зеркально обращенным.
Третий способ съемки автопортрета возможен только вечером при искусственном свете. Для такой съемки нужно, чтобы включатели электроламп находились в том месте, где вы будете сниматься. Лучше сделать так, чтобы лампы можно было включить и выключить одним выключателем. Сильные лампы не нужны, так как выдержка должна быть 3—4 сек. Например, вполне подойдут три лампы по 40 вт на расстоянии 1,5 м. При диафрагме 8 и пленке 65 единиц ГОСТ выдержка будет 4 сек. Подготовив аппарат и лампы, нужно выключить свет, чтобы в комнате стало почти темно, и открыть затвор. Слабый свет не подействует на пленку в течение 1—2 мин. Если затвором аппарата нельзя сделать длительной выдержки (нет отметки «Д» или «Т»), то открыть затвор нужно при помощи тросика, а тросик чем-нибудь защемить, чтобы затвор остался открытым. Займите свое место и включите свет на то время, которое требуется для выдержки. Затем потушите свет и закройте затвор. Конечно, шевелиться, пока горит свет, нельзя.
Автопортрет всегда интересен. Кроме того, на нем можно многому научиться. Ведь фотограф — самая терпеливая модель для своих проб и экспериментов.
Нет таких родителей, которые не снимали бы своих детей, а если сами родители не снимают, то их знакомые фотолюбители превращаются в детских фотографов. Дети — превосходная тема для съемки благодаря их непосредственности, подвижности, мягкости форм