Если, например, у девушки    или  у  невесты   белокурые волосы,  и  белое  свадебное  платье  ,  осветим их получше, если особенно хорошая улыбка, постараемся ее вызвать. Кстати, улыбка не всем идет. У замкнутых по натуре людей улыбка получается натянутой, их лучше снимать несколько сосредоточенными — это будет более правдиво и похоже.
Большинство человеческих лиц асимметрично — правая половина их отличается от левой. При этом одна половина лица более характерна для данного человека, другая — менее. По этой причине наиболее похожие портреты получают при съемке в три четверти. Это же нужно учитывать при съемке головы в резких поворотах, иначе портрет может получиться непохожим. Портреты в профиль похожи бывают редко, кроме того, они почти всегда несколько неестественны.
Снимать портреты на прямом солнечном свету не следует. Резкие тени могут исказить лицо, не говоря уже о том, что слишком яркий свет заставляет фотографируемого щуриться. Для съемки при солнце желательно, чтобы оно было слегка прикрыто облаками — тогда свет будет мягче. Снимать в летнее время лучше всего с 9 до 14 и с 15 до 17 часов. Раньше и позже солнце в средней полосе СССР стоит низко и слепит, а с 12 до 15 часов оно слишком высоко, и тени около рта и глаз будут неприятно резкими. Свет нужно выбрать такой, чтобы он падал на лицо под углом 30—45°.
Прямое, «лобовое» освещение делает лицо плоским, а боковое освещение разделяет лицо на две половины — светлую и темную.
Если на лице нет крупных веснушек или желтых пятен, портящих его, применять светофильтр не следует. Современные пленки при портретной съемке в них не нуждаются. В то же время при съемке на солнечном свету светофильтр увеличит контраст между светом и тенью и, следовательно, может быть вреден. Особенно это заметно на юге, где ослепительное солнце сияет на безоблачном небе. Портреты, снятые со светофильтрами, в таких условиях часто
84

выглядят как белые маски с черными провалами глаз и рта.
Также не следует применять желтый светофильтр, если снимаете портрет на «Фото-250». Из-за повышенной чувствительности к красному губы на нем получаются слишком светлыми, пропадает румянец и т. д. Желтый светофильтр еще более усилит эффект. Исправить этот недостаток можно, применяя желто-зеленый светофильтр, но это приведет к потере светочувствительности. Короче говоря, «Фото-250» мало подходит для портретной съемки — это пленка для репортажных съемок в неблагоприятных условиях.
Минимальное расстояние, с которого снимают портрет,— 1,5—2 м. На более коротком расстоянии делается заметной разница в масштабах близких и удаленных частей лица. Например, нос оказывается переданным гораздо крупнее ушей, так как с расстояния 0,5 м он оказывается в полтора раза ближе к аппарату, чем уши. Поэтому же, фотографируя сидящего человека, нужно отойти на 3—4 м или повернуть его так, чтобы ноги не были направлены в сторону аппарата. Также и руки — если они протянуты вперед, к аппарату, то при съемке с близкого расстояния они могут оказаться больше головы.
Очень важен в портрете фон. Он может быть нейтральным, гладким. В качестве гладкого фона можно использовать ровную стену, песок, а если снимаете со светофильтром, то и небо. Фон возможен и сюжетный. Это может быть пейзаж, архитектурный мотив или еще что-нибудь соответствующее характеру и облику изображаемого человека. Но при использовании такого фона надо следить, чтобы он не мешал. На фоне не должно быть контрастных черных и белых пятен, предметы на фоне не должны давать совпадений с человеческой фигурой.
Для того чтобы фон не вышел слишком резким, диафрагмировать объектив при портретных съемках не следует. Кроме того, работа с полным отверстием объектива позволяет применять более короткие выдержки.
Важно найти световое решение портрета. Иногда свет может быть очень простым. В портрете санитара,