Никогда не нужно заставлять детей позировать. Секрет хорошей съемки детей — в умении войти к ним в доверие, завоевать их дружбу, чтобы незаметно для себя дети делали то, что нужно для съемки. Подвижность детей требует обилия света, чтобы можно было применить короткие выдержки. При этом свет должен быть мягким, не создающим резких и глубоких теней. Нехорошо, когда на детской фотографии много темных пятен. Поэтому одежда детей должна быть светлой, но не белой, так как чисто белые вещи снимать трудно, всегда есть опасность передержки.
Главное, что требуется для съемки детей,— это любовь к ним и терпение, которые всегда вознаграждаются. Совсем маленьких трудно снимать из-за неожиданных смен их настроения и резких движений. Первые недели и месяцы ребенка часто снимают лежащим в кроватке или в коляске. Но лучше снимать его на руках у матери. Тогда он лучше себя чувствует. Кроме того, это позволяет избежать съемки сверху, которая неизбежна, если ребенок лежит, например, в коляске.
Позже, когда ребенок начинает подниматься на ручках, вставать, учиться ходить, все это тоже может быть отличной темой для детских снимков. Снимки, даже не очень хорошие, доставляют много радости родителям.
Годовалого ребенка сажают на стул или какое-нибудь возвышение, и кто-нибудь его развлекает. Фотограф должен быть все время наготове. Пусть затвор будет заведен и наводка на резкость сделана заранее, чтобы можно было уловить первый удачный момент.
В два-три года дети уже разговаривают и понимают, что им говорят. Их можно занять какой-нибудь сказкой или рассказом. Хорошие снимки получаются также, когда дети заняты своими игрушками, нужно только добиться того, чтобы они не обращали внимания на аппарат, и снимать незаметно.
В четыре-пять лет дети знают, что такое фотоаппарат, они принимают перед объективом неестественные позы и стараются выглядеть большими. Но все-таки они дети, и их всегда можно заинтересовать какой-нибудь новой игрой, чтобы, когда они войдут во вкус, быстро и незаметно сделать несколько снимков.
Когда вам нужно сделать портрет ребенка, глядящего в аппарат, не заставляйте его смотреть на вас. Пускай занимается своим делом. Когда аппарат будет наведен и все готово, неожиданно позовите его и, как только он повернется, спустите затвор. Взгляд выйдет любопытным и живым. Если же ребенок будет специально смотреть на вас, то взгляд окажется скучным и напряженным.
Чем старше дети, тем больше они стесняются аппарата. Мальчика в 10—12 лет иной раз труднее снять, чем трехлетнего ребенка.
В этом случае лучше всего снимать группы ребят, занятых какой-нибудь игрой или делом, беседующих и т. д. (см. приложение, фото 30). В каждой такой группе всегда есть один-два паренька, наиболее авторитетных среди своих товарищей. Если договориться с ними и объяснить, что вам надо, они лучше вас наведут порядок и в то же время внесут в дело элемент игры, который оживляет все, что дети делают. Здесь также очень важно уметь обращаться с детьми, уметь найти дружеский и непринужденный тон. Дети не выносят никакой фальши и неискренности в отношениях и чувствуют их очень тонко.
Позирование в детских снимках всегда особенно заметно и неприятно. Зато вовремя подмеченная фотографом деталь может подчеркнуть непринужденность, невыдуманность снимка. На фото 31 ясно видно, что мальчик и хочет в море и боится его. Ножки на цыпочках и есть та деталь, которая помогает понять его состояние.
Группы фотолюбитель обычно снимает небольшие, и это хорошо, так как избавляет от стандартного снимка, на котором люди выстроились в ряд и смотрят в объектив аппарата. Ведь такой снимок ничего не говорит о людях, которых он изображает. Нужно всегда избегать стандартных поз и положений.
Лучше всего снимать людей в конкретной обстановке, занятых чем-либо. Нужно суметь донести в снимке цель их деятельности, своеобразие данных обстоятельств. Такие снимки бывают самыми живими, самыми интересными.