Молодой парень и старик с бородой, поглощены одним делом. Деловая обстановка, живые позы, непосредственное общение, глубокий взаимный интерес людей показывают напряженность их творческой мысли. Значительность и неповторимость труда чувствуются и в снимке «Штукатур» В снимке выразительна и динамична поза женщины-штукатура, контрастно освещенной сзади и снятой с нижней точки. Эти особенности не просто формальная выдумка фотографа, а композиция, подсказанная самими обстоятельствами.

Если участников съемки много, то все равно лучше, чтобы они не позировали, а были заняты каким-нибудь делом, показывающим взаимоотношения между ними. Например, самый простой случай, когда в компании друзей один из них что-нибудь рассказывает, другой перебивает его, желая что-то добавить, третий смеется над рассказанным, четвертый спокойно покуривает, ожидая, чем все это кончится, и т. д. Такую сценку можно подсмотреть и снять незаметно, повторив съемку несколько раз, чтобы отобрать потом лучший снимок. Можно ее и организовать, но тогда нужно заранее придумать тему и роли каждого из участников, а во время съемки не давать вашим неопытным актерам переигрывать (Фотограф в Киеве).

Попробуйте ваши способности режиссера, организуйте такие съемки. Это не так трудно, когда вы снимаете своих близких, характеры которых хорошо вам знакомы, а темы близки и понятны им.
Попробуйте, например, снять репортаж на тему «День моей семьи», начиная с утра, когда мать готовит завтрак, и кончая вечером, когда дети уже спят, а родители при свете настольной лампы подводят итоги дня. Не обязательно такую съемку делать в течение одного дня, снимайте понемногу, когда есть время и желание. Зато такая серия снимков с полным правом займет почетное место в вашем семейном альбоме.

Много групповых снимков делается на экскурсиях. Только, к сожалению, почти все снимки бывают одинаковыми: или люди выстроились в ряд, или улеглись кучей на траву. Старайтесь делать поменьше таких снимков. Действительно, невелик интерес съездить на десять экскурсий в разные места и привезти десять одинаковых фотографий, изображающих участников, забором выстроившихся перед фасадом исторического памятника, который они осматривали. Главная ошибка здесь в том, что снимают, когда уже осмотр окончен, а интересно рассказать в снимках о том, как ехали, как осматривали, как веселились и т. д. Разнообразие мест, в которых вы бываете, всегда дает возможность делать различные фотографии.

Как правило, при съемке групп приходится диафрагмировать объектив, чтобы получилась достаточная глубина резкости, так как люди располагаются на разных расстояниях от аппарата. Направление света то же, что и в портретной съемке, но он должен быть еще мягче, так как отдельные лица на отпечатке невелики и жесткий свет может их сильно исказить. Большие группы лучше вообще не снимать на солнце, а снимать в тени или в пасмурный день. Задний свет для съемки групп применяется крайне редко из-за того, что лица, погруженные в тень, неразличимы на снимке, а подсветить их в любительских условиях невозможно.

Пляж — излюбленное место всякого отдыхающего, а следовательно, и фотолюбителя. На пляже всегда найдется тема для хорошего снимка. Купальщики в воде, дети, играющие в песке, брызги воды, загорелая кожа, радостные улыбки — все это всегда приятно снимать. Только не должно быть никакой позы.
Чем непринужденнее такие фотографии, тем они лучше. Простор и обилие солнца позволяют давать весьма короткие выдержки — 710() сек при диафрагме 11 для общих видов и V200 сек при диафрагме 8 для крупных планов.

При съемке портретов и групп на пляже лучше не применять светофильтров, особенно плотных желтых, так как на снимке, сделанном с желтым фильтром, загорелая кожа выйдет белой. Желто-зеленый фильтр подчеркивает загорелость кожи, а для съемки облаков и воды обладает теми же достоинствами, что и желтый.