Съемка при искусственном свете имеет один крупный недостаток — продолжительную выдержку. Свет любых ламп накаливания, взятых даже в большом количестве, все равно слабее солнечного света. Зато искусственный свет обладает и большими преимуществами.

Во-первых, на выдержку при свете ламп внешние условия влияют гораздо меньше, чем при свете солнца. Безразлично, на какой географической широте горят лампы, в какое время дня и года и какова облачность в этот день,— свет их одинаков в любых условиях, и выдержка при данной чувствительности пленок практически зависит только от мощности ламп и расстояния источника света от объекта съемки.

Второе и важнейшее преимущество искусственного света — это возможность направить свет как угодно, сконцентрировав его, где нужно, и ослабив там, где он мешает. Именно это качество искусственного света делает его незаменимым во многих отраслях профессиональной фотографии. Фотолюбители тоже часто пользуются искусственным светом. Главным образом для съемки портретов и небольших групп. Тем более что большой выбор разных пленок и ламп всегда позволяет обходиться не слишком длительными выдержками.

Фотолампы. Лучше применять для своих съемок специальные фотолампы. Эти лампы дают света значительно больше, чем обычные. Чтобы полнее использовать свет, даваемый такой лампой, следует применять рефлектор. Освещенность, создаваемая лампами с рефлектором, в два-три раза сильнее, чем без него. Такие рефлекторы изготовляются промышленностью и имеются в продаже. Можно и самому сделать рефлектор из белой бумаги или картона, но при этом надо следить, чтобы бумага не загорелась, так как фотолампы очень сильно нагреваются. Высокая температура горения фотоламп резко сокращает срок их службы по сравнению с обычными. Фотолампа 500 вт имеет общий срок службы б часов, фотолампа 275 вт — 2 часа.

Впрочем, для любителя, снимающего не часто и включающего лампы ненадолго, этого вполне достаточно. Чтобы удлинить срок службы ламп, можно, если они используются попарно, включать их последовательно, переключая параллельно только в момент съемки. Включенные последовательно лампы будут гореть в полнакала, что вполне достаточно для установки света и наводки на резкость.

Если вы разбираетесь в электротехнике, сделайте переключатель сами; если не можете сами, то попросите кого-нибудь, кто может это сделать. Не следует переворачивать горящие фотолампы цоколем вверх — это тоже сокращает срок их службы.

Для определения выдержки при искусственном свете можно пользоваться экспонометром или специальными таблицами, прилагаемыми к фотолампам.

Нужно заметить, что таблицы учитывают применение хотя бы простейших рефлекторов. Если рефлекторы не применяются, то выдержка возрастает вдвое.

Фотолампы потребляют сравнительно большой ток. Поэтому одновременное применение нескольких таких ламп в домашних условиях может вызвать перегорание предохранителей. Нужнопомнить, что каждая лампа в 500 вт на 127 в потребляет около 4 а. Каждая лампа в 275 вт на 127 в — около 2 а. Например, четыре лампы по 500 вт для напряжения 127 в наверняка вызовут перегорание предохранителей в квартире, а если вместо предохранителей поставлены «жуки» из проволоки, то может сгореть электрический счетчик.

Обычные лампы накаливания не требуют таких предосторожностей, но зато и свет их много слабее, что вынуждает пользоваться пленкой высшей чувствительности. Применение пленки 250 единиц ГОСТ позволяет применять короткие выдержки,

Когда используются две одинаковые лампы и они стоят на равном расстоянии от объекта съемки, выдержку нужно уменьшить вдвое. Если одна из них в полтора раза дальше, чем другая, то выдержку для нее определяют по ближайшей лампе и затем уменьшают ее в полтора раза. Если разница в расстояниях ламп до объекта вдвое или втрое больше, то в расчет принимают одну ближайшую лампу: другая на выдержку существенно не повлияет. Также не повлияет на выдержку свет ламп, освещающих объект сзади или только фон.

Искусственный свет в любительской практике чаще применяется для съемки портрета, поэтому все указания в этом разделе как по выдержкам, так и по установке света относятся в основном к портрету.
При одной лампе снять хороший портрет трудно. Одна лампа дает слишком резкие тени, часть лица обязательно останется в тени. Поэтому если у вас в распоряжении только одна лампа, то портрет нужно снимать днем, у окна. Тогда искусственный свет будет использован для подсвечивания теней. Если съемка производится вечером, лампа делается основным источником света, и в этом случае подсветку можно сделать белой бумагой. При этом лампу нельзя располагать очень близко к лицу. Свет от экрана будет намного слабее по сравнению со светом лампы, а тени получатся слишком темными. Чем дальше лампа от объекта съемки и чем ближе отражатель, тем мягче освещение.

Гораздо удобнее снимать с двумя лампами, когда одна лампа дает основной, «рисующий» свет, а другая подсвечивает тени. Ставить лампы с разных сторон на равных расстояниях не надо, так как они будут одинаково освещать лицо, давая сильные тени, перекрещивающиеся в разных направлениях.
Это общее правило при применении нескольких источников света: один свет должен быть основным, остальные могут использоваться только для подсветки, создания отдельных бликов и прочих световых эффектов, не мешающих основному освещению.

Три лампы дают еще больше возможности, чем две. Третьей лампой можно осветить волосы, фон, создать вокруг контура фигуры световые блики, отделяющие ее от заднего плана. Но три источника света требуют еще большего внимания, чтобы не получилось ненужной пестроты, искажающей лицо.