Следует еще упомянуть о влиянии направления света на выдержку. Выдержка будет наименьшей при плоском освещении, потому что на объекте не будет теней. При боковом СЕЄТЄ выдержка, понятно, будет больше, так как появятся более или менее глубокие тени. При заднем свете выдержку нужно определять по сюжетно важным частям объекта. Например, если снимается сверкающее под солнцем снежное поле, по которому где-то далеко движется цепочка лыжников, то выдержка будет минимальной. Если же вы снимаете портрет и задний свет используется только для того, чтобы подсветить волосы и отделить лицо от заднего плана, а лицо остается в тени, то выдержка будет такой, как если бы вы снимали в тени.

Композиция Часто, глядя на некоторые любительские фотоснимки, трудно сказать, что же хотел показать фотолюбитель,— люди, деревья, дома, река, лодки, небо и многое другое есть на снимке, но что главное, самое интересное,— понять невозможно. В таком снимке нет продуманного построения, хорошей композиции. Изображение должно ясно выражать то, что хочет показать автор; праздничную демонстрацию, утренний туман, смех ребенка, стремительность конькобежца, полумрак леса. Глаз не должен отыскивать тему на снимке.
Тема должна быть ясна с первого взгляда. Отсюда не следует, что на снимке может быть изображен только один предмет,— это значит, что главное в снимке ясно выделено, ему подчинено все остальное.