Очень важно расстояние, с которого производится съемка. Если отойти далеко, то изображение будет слишком мелким, а если подойти поближе, то возникает другое затруднение: чтобы в кадр вошли верхние этажи здания, приходится снимать с уклоном аппарата вверх, а этого нельзя делать.
Для того чтобы здание на снимке изображалось прямо, пленка в аппарате должна стоять параллельно стене здания, т. е. строго вертикально. Если придать аппарату уклон вверх или вниз, то вертикальные линии на снимке будут сходиться так же, как сходятся линии дорог и проводов, уходящих вдаль. В жизни мы часто не замечаем этого перспективного сокращения, но на фотографии оно делается очень заметным, и его необходимо учитывать.
Итак, если снимать издали, то получится мелко, если снимать близко, то воникают искажения. Однако есть три способа избавиться от перспективных искажений.
Во-первых, снимать следует не с уровня земли, а с более высокой точки зрения, например из окна дома, расположенного напротив, поднявшись на второй-третий этаж, с тем чтобы не нужно было наклонять аппарат.
Во-вторых, если можно, надо отойти подальше, а при печатании использовать не весь кадр, а только ту часть, которая необходима.
Наконец, если у вас есть широкоугольный объектив, то можно воспользоваться им. Однако помните, что широкоугольник сильно подчеркивает перспективные искажения. Поэтому аппарат держите по возможности горизонтально.
Если же нельзя применить ни один из этих способов или они не дают достаточных результатов, то снимайте так, как это возможно,— еще один способ исправления искаженной перспективы применяется при печатании через увеличитель и будет описан в разделе «Как отпечатать фотографию?».
При съемке архитектуры обычно не требуется очень коротких выдержек — 1/100 сек при диафрагме 11 в летнее время бывает достаточно. Более короткие выдержки требуются для светлых зданий