При съемке портрета с искусственным светом почти всегда неизбежно позирование. Поэтому, работая над освещением и композицией снимка, фотограф должен помнить о том, чтобы фотографируемый на портрете выглядел живым и естественным.

Основная ошибка начинающего фотографа часто заключается в том, что весь свет он направляет на лицо, забывая при этом об одежде, волосах и фоне. Пересвеченное лицо на снимке получается белым, намного светлее всего остального, без деталей в светлых местах. Лицо и так отражает света раз в десять больше, чем, например, темная одежда. Поэтому оно не требует очень сильного освещения.

Когда снимающийся занял свое место, установите свет окончательно, не забывая при этом, что на отпечатке портрет будет контрастнее, чем его видит глаз: тени станут темнее, а светлые участки лишатся мелких деталей. Не затягивайте установку света, так как сниматься при свете ярких ламп утомительно и фотографируемый быстро утратит хорошее настроение — непременное условие удачного портрета.

Если нужно снять встречу Нового года, вечеринку или какое-нибудь другое семейное торжество, когда никто не позирует, то основная задача заключается в такой установке света, чтобы при любых поворотах и позах людей не образовывались резкие тени. В простейшем случае это можно сделать с двумя источниками света. Один ставится рядом с аппаратом, а другой несколько в стороне, чтобы его свет падал под углом приблизительно 45°. Лучше, если вторая лампа стоит немного выше первой. Используя две лампы по 500 вт на расстоянии 3 м от места действия и пленку 250 единиц ГОСТ, можно снимать с выдержкой в V25 сек при диафрагме 11.

Лампы-вспышки. За последние годы большое распространение среди профессиональных фотографов и фотолюбителей получили электронные импульсные лампы-вспышки. Лампы-вспышки компактны, удобны и дают много света, но стоят много дороже обычных ламп. Удобнее всего использовать лампу-98 вспышку, если на аппарате есть синхроконтакт. Синхроконтактами снабжаются все аппараты последних выпусков.

При съемке с импульсными лампами выдержка определяется только длительностью горения самой лампы. Поэтому количество освещения, попадающего на пленку в аппарате, регулируется с помощью диафрагмы. У каждой импульсной лампы в паспорте указано «ведущее число». Чтобы определить, какую диафрагму нужно поставить при съемке, надо разделить ведущее число на расстояние от лампы до объекта съемки, выраженное в метрах.

Например, если вы снимаете группу с расстояния 3 м, а ведущее число равно 48, то показатель диафрагмы должен быть 16. Значение ведущего числа зависит не только от самой лампы, но и от светочувствительности применяемой пленки. Величина ведущего числа прямо пропорциональна корню квадратному из светочувствительности. Если в паспорте лампы указано, что для пленки светочувствительностью 65 единиц ГОСТ ведущее число равно 48, то для пленки светочувствительностью 250 единиц ГОСТ, т. е. вчетверо более чувствительной, оно будет вдвое больше, т. е. примерно 100.

Применение импульсных ламп приводит к некоторому однообразию фотографий, снятых с ними, так-как одна лампа почти всегда располагается вблизи аппарата и свет получается довольно плоским.

Если вы можете пользоваться двумя-тремя лампами, то их можно соединить между собой, чтобы достигать разных эффектов освещения. Проще всего это сделать, соединив параллельно между собой тросики, которые идут от ламп к синхроконтактам. При этом каждая лампа будет питаться от своей батареи. Можно соединить лампы и так, чтобы они питались от одной батареи, но такое соединение требует некоторого знакомства с электротехникой.

Синхронная работа нескольких ламп-вспышек позволяет получать самые из-за того, что эти эффекты нельзя увидеть, пока снимки не отпечатаны. Разглядеть, как падает свет, за очень короткое время вспышки практически невозможно. Поэтому применять несколько синхронизованных ламп-вспышек стоит только после приобретения достаточного опыта работы с обычными лампами.

Фото