Как сфотографировать людей?
Архитектура и пейзаж, натюрморт и цветы, животные и спорт — все это можно снимать небольшим аппаратом. Однако не это главное. Чаще всего это только сопровождение к главной теме. Для каждого фотолюбителя главная тема — это человек, его семья, товарищи, люди, с которыми он работает, отдыхает, мечтает, путешествует. Фотолюбитель снимает людей не в ателье со стеклянным потолком и мощными лампами. Снимки любителя делаются на улице и дома, на пляже и в международном автобусе — в условиях разнообразных, порой трудных для съемки, но всегда показывающих человека в его повседневной жизни, а потому интересных как для снимаемого, так и для снимающего. Для таких съемок незаменима небольшая пленочная камера. Ее легко носить с собой,повсюду, снимать ею можно быстро и незаметно, она всегда готова к съемке. Только не нужно оставлять ее по полгода лежать в шкафу в ожидании какого-нибудь торжественного дня, когда она будет извлечена для того, чтобы сделать десяток снимков, а затем опять надолго повесить ее на гвоздик. Снимайте почаще. Снимайте ваших родных и друзей, снимайте большие и маленькие события в жизни наших людей — все вокруг нас интересно, если смотреть небезразличными глазами.
В съемке людей бывают два различных случая: незаметная или неожиданная для снимаемых съемка и съемка людей, которые знают, что их снимают. Первый случай дает возможность получать интересные и непринужденные снимки. Зато фотограф не может влиять на то, что перед ним происходит. Позы снимаемых, особенно если участников много, могут оказаться нехарактерными, освещение неудачным. По технике такая съемка близка к съемке спорта, а в результате всегда будет большой элемент случайности. Если снимающиеся знают о том, что их снимают, то техническая съемка сильно упрощается: можно
попросить их принять нужные позы, повернуться к свету и т. д. Зато появляется другая трудность — люди как-то неловко чувствуют себя перед аппаратом. Мало чем помогут уговоры чувствовать себя свободнее. Часто безуспешные попытки развеселить человека, отвлечь его внимание от аппарата приводят к обратному — он делается еще более напряженным и усталым.
Все это происходит как от непривычки и застенчивости людей, вынужденных позировать перед аппаратом, так и от неумения фотографа создать обстановку простоты и естественности во время фотографирования. Чувствовать себя «объектом съемки» крайне неприятно, особенно если фотограф долго возится со своими приспособлениями — что-то надевает, убирает, заводит затвор, суетится и, отыскивая точку съемки, приседает на корточки или влезает на стул. Не удивительно, что на снимке, сделанном в такой обстановке, самый общительный человек получается непохожим, с крепко сжатыми челюстями или прищуренными глазами. Чтобы избежать этого, приготовьтесь к съемке заранее. Определите выдержку и место съемки. Подумайте над тем, с какой стороны будет падать свет, какие будут поза и выражение лица. Когда все технические вопросы решены, приступайте к съемке и снимайте по возможности быстро. Если фотографируемый, несмотря на все ваши старания, все-таки чувствует себя напряженно, пойдите на небольшую хитрость. Сделайте вид, что вы уже закончили съемку. Замученный «объект съемки» облегченно вздохнет и заулыбается. Но прежде чем он успеет сойти с места, нажмите спуск затвора. Для некоторых чересчур застенчивых людей это единственный способ получить живой, непринужденный портрет.
Снимая портрет, следите за тем, чтобы мелкие недостатки лица были по возможности замаскированы. Одних людей не следует снимать в фас, других лучше снимать немного сверху или попросить их наклонить голову —»недостатки будут меньше заметны. Очень полные лица лучше снимать в три четверти.
Маскируя дефекты лица, старайтесь выявить характерные, привлекательные черты. Желание выгля-