Зачем нужны светофильтры? Си
нее небо кажется нам Довольно тем
ным. Сравните его с белым снегом.
Конечно, небо темнее снега. А белые
облака особенно подчеркивают для
глаза синеву неба. Между тем на
фотографическом снимке, если не
принять некоторых мер, небо тоже
окажется белым из-за слишком боль
шой чувствительности пленки к си
нему. Фотография с белым небом
всегда неприятна, потому что всем
известно, что небо темное. Даже если
вам это не бросится в глаза, все
равно вы почувствуете, что здесь
-то-то неладно. Синие глаза на фотографическом порт
рете по этой же причине выходят белесыми. И вообще
все синее на фотографии получается преувеличенно
светлым. И не только чисто синие предметы «освет-
ся*,но и все другие, которые хорошо отражают
синие лу /бые предает, фиолетовые, зеленые.

:;;х они отражают и другие лучи, :светляются в меньшей   степени,   чем  чисто ::е.

Что же надо сделать, чтобы не допустить осветления   на   снимке  тех  предметов,   которые  отражают синие лучи особенно хорошо? Нужно как-то  задержать синие лучи, не допустить, чтобы они подейство-на пленку. Но, с другой стороны, если вы их ките нацело, то синие предметы на фотографии чатся  не белыми,  а,  наоборот, совсем черными. Поэтому нужно задержать только часть синих лучей. Чтобы  задержать,   как  бы  отфильтровать  лучи  тех или иных цветов, на объектив фотографического аппарата  надевают  пластинку   из  цветного   стекла —светофильтр. Светофильтр вставлен в оправу, которая   навинчивается или надевается на объектив. Светло-желтое  стекло  пропускает  большую часть синих  лучей  и  практически все остальные. Поэтому светло-желтый светофильтр лишь слегка исправляет «цветопередачу»:   синий   на   фотографии   получается все еще преувеличенно светлым, но уже темнее, чем без светофильтра. Если взять тоже желтый, но более

Из широкоугольных объективов, приведенных в таблице, для зеркальных камер подходит только «Мир-1». Более короткофокусные объективы применять нельзя, так как зеркало мешает приблизить объектив к пленке. Однако и «Мир-1» имеет вполне достаточный во многих случаях угол зрения.

Из телеобъективов с фокусным расстоянием 85—135 мм наибольшей популярностью пользуются объективы «Юпитер-9» и «Юпитер-11» во всех типах оправ. Телеобъективы с фокусным расстоянием 200—300 мм выпускаются только для зеркальных камер. Они имеют угол зрения от 12° до 8° и предназначены для съемки довольно удаленных объектов. В то же время они имеют еще достаточно малые размеры, чтобы аппарат с таким объективом можно было держать в руках без особых дополнительных приспособлений.

Объективы МТО предназначены для крупномасштабной съемки с больших расстояний. Для любителя они вряд ли могут пригодиться. Да и стоимость их в несколько раз больше стоимости самой камеры.

Какие объективы выбирать? Широкоугольные объективы чаще всего нужны или при съемке в помещении, или при съемке в толпе. В первом случае они необходимы там, где нужно снять комнату или зал, а отойти для нужного охвата пространства некуда: мешают стены.

Во втором случае широкоугольный объектив ценен в основном большой глубиной резкости. Например, объектив с фокусным расстоянием 37 мм дает при диафрагме 8 резкость от 2 лг до бесконечности. Стандартный объектив при той же диафрагме дает резкость только от  4 л — различие  весьма  ощутимое.

Большая глубина резкости у широкоугольных объективов связана с уменьшением размера изображения. В конечном счете основное преимущество широкоугольного объектива состоит в том, что он позволяет «отойти назад, стоя на месте», ибо и глубину резкости и размер изображения можно получить точно такими же со стандартным объективом, если отойти   от объекта и задиафрагмировать объек-