Передача фактуры, строения поверхности снега, песка, воды и т. п. необходима, так как если их фактура не видна, то они имеют на снимке вид ровных белых или серых поверхностей и делают фотографию скучной. Снимая объекты, обладающие характерной фактурой, нужно подбирать такое освещение, которое хорошо выявляет ее, и остерегаться передержки. Фактура на фотографии создается мельчайшими светлыми тенями, и передержка может их уничтожить, а вместе с ними и всю красоту снимка, особенно если фактурная поверхность занимает на ней важное место.
Хотя зимние пейзажи чаще всего снимают при солнечном свете, но хорошие снимки можно получить и в пасмурную погоду. Зимний пейзаж в пасмурную погоду не богат цветом, но это не беда—ведь на снимке он все равно передается разными оттенками черного, белого и серого. В зимнем парке (см. приложение, фото 12) фотограф увидел ажурное переплетение ветвей и просвечивающее сквозь них небо. Скромная серая тональность снимка лишь помогла ему в передаче спокойного, ровного зимнего света.
Тяжелый снег покрыл темные ветви елей на следующем снимке (см. приложение, фото 15). В нем нет того обилия деталей, которое составляет красоту предыдущего пейзажа. Зато есть одна маленькая деталь — хорошо знакомый силуэт скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница». По существу, эта группа и есть смысловой и композиционный центр снимка. Мы ее много раз видели, когда приезжали летом на ВДНХ, но сейчас, среди снегов, она еще больше усиливает представление о зиме.
Надо заметить, что пейзаж — это не обязательно только деревья, трава, речка, облака. В приложении на фото 16 реактивные самолеты над лугом, где пасутся коровы,— примета времени. А на фото 17 фигуры пожилых людей, идущих по опавшим листьям, дополняют содержание снимка «Осень».
Выдержку при фотографировании пейзажа трудно указать заранее. Она может меняться в очень широких пределах в зависимости от условий и объекта съемки. В большинстве случаев любые экспонометры и таблицы дают верные показания. Только при съем-