Съемка в естественных условиях хороша тем, что в поле всегда можно найти сколько угодно самых разнообразных растений, различно и с избытком освещенных. Снимать отдельный цветок без стебля не стоит, гораздо лучше выглядит цветок во весь рост, со стеблем и листьями.
Снимать их нужно с очень низкой точки, почти с земли. При этом внимательно следите, чтобы случайная травинка не оказалась между аппаратом и объектом съемки — на снимке такая травинка может превратиться в размытую белую или черную полосу.
Очень большое значение имеет фон. Если цветы растут на пригорке или на обрыве над рекой, то в качестве фона хорошо может быть использован окружающий пейзаж. Причем диафрагмировать очень сильно не надо, чтобы задний план получился нерезким и не мешал. Фон может быть и резким, но тогда цветы теряют свое первенствующее значение на снимке и снимок становится пейзажем с цветами. Если желательно иметь однообразный фон, то можно поставить сзади кусок гладкого картона или фотографировать цветок против северной, темной части неба, используя светофильтр. При этом, чем темнее должен получиться фон, тем более густой берется светофильтр. Светофильтры полезны и для улучшения цветопередачи самих цветов, особенно синих и голубых.
Для съемки цветов могут быть использованы все виды освещения — спереди и сзади, сбоку и сверху. Цветы очень разнообразны, поэтому в каждом случае нужно найти свое особое решение. Если нужно показать прозрачность лепестков, то задний свет может это сделать лучше, чем какой-либо другой. Во всяком случае, избегайте излишне контрастного освещения. Чем крупнее и сложнее по форме цветы, тем мягче должен быть свет.
Много неприятностей доставляет при съемке растений, а часто и при съемке пейзажа ветер. Ветки деревьев и стебли цветов начинают раскачиваться во все стороны, еще быстрее колеблются отдельные листья и лепестки. При съемке их крупным планом приходится применять короткие выдержки, иначе они выйдут смазанными. Если условия освещения не позволяют снимать с выдержкой 1/200 сек и меньше, то в ветреную погоду иногда приходится вообще отказываться от съемки.
Этих осложнений, конечно, не будет при съемке срезанных цветов в домашних условиях. Здесь можно делать выдержки любой продолжительности, освещать, комбинируя дневной свет, идущий из окон, с подсветкой электрическими лампами, или вообще снимать только при искусственном свете. Композиция снимка и расположение цветов тоже полностью в вашей воле.
Большие возможности повышают требования к фотолюбителю. Тут уж не может быть никаких скидок на не зависящие от вас случайности — все в ваших руках. Трудности усугубляются тем, что приходится снимать и посуду, в которую помещены цветы,— стеклянную, фарфоровую, глиняную, а иногда и часть обстановки комнаты.
Такой снимок, по сути дела, является уже натюрмортом. Снять хороший натюрморт, в котором четко передана каждая деталь со всеми особенностями ее материала, в котором безукоризненны композиция и освещение,— дело нелегкое, но увлекательное. В то же время это замечательная шкала для изучения фотографической техники, композиции и освещения (см. приложение, фото 18).
Конечно, совсем не обязательно брать для натюрморта цветы, можно взять любые предметы домашнего обихода: посуду, фрукты, овощи, ткани. Собирая натюрморт, следите за тем, чтобы это не было бессмысленное нагромождение вещей. Сковородке с яичницей нечего делать рядом с сапожной щеткой, но порознь каждая из них может войти в натюрморт на соответствующую тему. С особым вниманием нужно отнестись к освещению. Разнообразие форм и фактур предметов требует обычно нескольких источников освещения. В то же время на снимке должно создаваться впечатление, что предметы освещены с одной стороны, иначе может возникнуть неприятная пестрота. Направление основного света зависит